загрузка...
Современные сады иногда хочется назвать садами для ног - так много внимания уделяется в них покрытию, дорожкам, то есть тому, что под ногами. К покрытиям относят и мощение, и засыпку участков сада гравием, галькой, песком, корой, щепой и даже растущую траву -
газон
. Мощение - весьма важный компонент сада, подчеркивающий его стиль, а также объединяющий дом и посадки в единый ансамбль. Поэтому правильный выбор материалов, их сочетания, орнаментов очень важен, тем более, что мощение устраивается надолго, оно достаточно дорогое, трудоемкое, и переделать его не так-то просто. Что же нужно учесть, чтобы правильно выбрать покрытие? Сегодня мы рассмотрим основные принципы, которыми руководствуются известные ландшафтные дизайнеры.
КИРПИЧ, БУЛЫЖНИК, БРУСЧАТКА
Специалисты разделяют мелкое мощение, для которого используются кирпич, черепичные и кафельные плитки, булыжники, брусчатка, фигурные элементы, и крупное - из каменных или бетонных плит, а также бетона, уложенного на месте. Мелкое мощение считается более «домашним», «уютным», поскольку создает богато текстурированную поверхность и облегчает мощение небольших, а также неправильной формы участков. Однако стоимость укладки мелкого материала будет выше, чем крупных плит. Для мелкого мощения можно использовать строительные и облицовочные кирпичи, укладывая их на ребро. Специальные кирпичи для мощения -
клинкеры
делают из различных видов глины, а также из бетона. Клинкеры удобней в укладке, они не крошатся, устойчивы к морозу. Все эти материалы идеально подходят для создания мощения с рисунком.
Рисунок создает эффект, меняющий внешний вид сада. Статичные, плотные орнаменты удерживают взгляд на площадке, а динамичные, четкие линейные рисунки создают ощущение движения, уводя взгляд вдаль. На широких участках, особенно при использовании ярких кирпичей, простые рисунки смотрятся лучше всего, а замысловатые очень быстро надоедают (а мостим-то на десятилетия). При укладке кирпичей в сочетании с крупными плитами следует избегать шахматного порядка - строгий рисунок подавляет, человек ощущает себя на таком участке муравьишкой.
Учитывая текстуру, цвет, материалы для мощения выбирают такие, которые отражают еще и атмосферу, стиль сада. Например, красные клинкеры, особенно уложенные рисунком «рогожка», подходят для коттеджных, сельских построек.
Клинкеры или искусственная брусчатка
гранитного серого цвета создает строгий городской вид. Строительные кирпичи, используемые рядом с кирпичными постройками, играют роль связующего элемента. Чем тоньше отделка материалов, тем изысканней будет смотреться мощение. Сочетание кирпича с камнем создает приятный эффект грубо отесанной кладки, дает ощущение защищенности. Или такой нюанс: бетонным клинкерам со скошенной кромкой при укладке возле дома не хватает «землистости» и натуральности, которую дают глиняные клинкеры. Фигурные элементы мощения (ФЭМы) уместны на просторных местах - при входе на усадьбу, перед гаражом.
Гранитная брусчатка
(она вырубается вручную) - очень стильный материал, им обычно мостят небольшие участки, где растения с крупными и красивыми листьями поддерживают эту стильность. Брусчатка подходит для мощения круглых или закругленных участков. Выпускается также имитация брусчатки, она имеет более правильные края, ее легче укладывать. Мощение из скрепленных бетоном булыжников или плоской гальки используют на площадках для отдыха.
ПЛИТЫ И БЕТОН
Плиты
хороши в больших садах, а также там, где преобладают каменные строения. Многие дизайнеры считают каменные и бетонные плиты идеальным материалом для мощения, тем более, что сегодня на рынке есть широкий их выбор - разной формы и цвета, с разнообразной текстурой. Выбор плит дизайнеры советуют начинать с их цвета: изучите оттенки стен окружающих зданий, оград, кровель, а затем подберите гармоничный тон плит. При этом желательно смачивать образец, чтобы посмотреть, как меняется цвет плиты.
Массивные плиты, особенно
каменные
, придают саду приятное теплое ощущение, прямоугольные хорошо смотрятся на открытых участках. А вот мощение из каменных плит неправильной формы создает, по мнению известного дизайнера Джона Брукса, эффект «сумасшествия», потому он старается такие плиты не использовать. Каменные плиты перед покупкой проверяют, не скользкие ли они во влажном состоянии. Плиты можно укладывать плотно друг к другу или так, чтобы между ними оставались расщелины. Ныне модно - с расщелинами, в которые затем высевают тимьян (чебрец] или другие пряные травы.
Бетон
, уложенный на месте, - один из самых дешевых способов создания больших участков с твердым покрытием. За счет разных наполнителей (гравий, галька) можно получить оригинальный внешний вид такого мощения. Чтобы усилить эффект, выпятить камешки и различные включения, поверхность бетона обрабатывают специальной щеткой.
ТРОПИНКА ДЛЯ БОСОНОЖЕК
Если уж взялись за мощение, то просто грех не сделать в саду тропу для босых ножек, которую еще называют тропой здоровья. Это пешеходная дорожка с участками, выложенными различными природными материалами, обеспечивающими разные тактильные ощущения - щебень разных фракций, песок, галька, крупные камни, деревянные кругляши, дощатые покрытия, шишки и другие материалы. Мощение перемежается травяными участками. Хождение босиком по такой дорожке имеет мощный оздоровительный эффект, стимулирует иммунитет, сердечно-сосудистую и нервную систему. Вдоль тропы высаживают растения, выделяющие фитонциды, - пряные травы, можжевельник, туи, и тогда закаливание происходит не только через стимуляцию стоп, но и дыхательные пути. Хождение по щебню, камням, хвойным иголкам или шишкам, скошенной траве оказывает на нервную систему сильное возбуждающее действие. Теплый песок, мягкая трава, гладкие теплые доски действуют успокаивающе. А вот хождение по асфальту или кирпичному, плиточному мощению, росистой траве действует умеренно возбуждающе. Оздоровление желательно начинать со слегка возбуждающих воздействий, постепенно их усиливая. Кстати, ходить можно и в носках.
Подбирая разные материалы для мощения, мы не только визуально можем изменить внешний вид сада, но и добавить новые ощущения - результат воздействия этих материалов на органы чувств.